ГЛАВНАЯ
УСТАВ АСТРАХАНСКОГО ЯХТ КЛУБА
ФЛАГ, ЗНАК И ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ КЛУБА
ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ЯХТ КЛУБА
НОВОСТИ ЯХТ КЛУБА
ЯХТ ДАЙДЖЕСТ
ИСТОРИЯ ЯХТ КЛУБА
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
ФОТО И ВИДЕОГАЛЕРЕЯ "НАШИ ЛЮДИ"
АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
 
   
    НОВОСТИ ЯХТ КЛУБА
 
27 10 2018
Говорят как встретишь сезон, так его и завершишь. Назначенный день для открытия сезона среди ялов и крейсеров принес штормовую погоду, Кого-то пришлось тогда спасать и тащить на базу на буксире, а сам...
Подробнее >
 
21 10 2018
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Волжский, Астрахань – такова география участников, прибывших на астраханский этап регаты «Who Is Who» в классе швертботов Луч. Первый раз регата была пробно проведен...
Подробнее >
 
11 10 2018

Фото отчет

В Астрахани уже традиционно на акватории Приволжского затона прошла «Нижневолжская регата» - соревнова...
Подробнее >
 
    290-летию посещения Астрахани Петром I
 
 11 10 2018
Летом 1722 года в Астрахань прибывает Пётр I. Главной целью его визита является подготовка к военному походу в Персиду.

Недавно в экспозиции отдела истории краеведческого музея появился новый экспонат – воссозданная по дореволюционным фотографиям кормовая часть плезир-яхты Петра, над украшением которой, по преданию, трудился сам государь-император.

Видео строительства фрагмента Плезир-яхты

Возвращение из небытия
В июле в Краеведческом музее состоялась презентация уникального экспоната. На его открытии присутствовали автор проекта – преподаватель, яхтсмен, моделист Андрей Пальцев и разработавший чертёж и концепцию реконструкции плезир-яхты Григорий Миляшкин.
Первоначально перед ними была поставлена задача создания её уменьшенного макета. Но, поработав с фотоматериалами из фондов Астраханского музея-заповедника, Андрей Пальцев обратил внимание на фотографию начала XX столетия. На ней изображена торгово-промышленная ярмарка в Нижнем Новгороде, на которой экспонировались реликвии из расположенного в Астраханском порту музея «Дом Петра Великого» - императорские плезир-яхта и лодка-верейка.

На старинной фотографии плезир-яхта размещена в углублении смонтированного из деревянных конструкций модуля, над плезир-яхтой на заднике экспозиционного модуля расположена картина Н.М. Протасова «Смотр флота Петром I под Астраханью». На картине Пётр изображён стоящим в полный рост в плезир-яхте. Эта картина более ста лет хранилась сначала в фондах Петровского музея, а затем в фондах его преемника - Астраханского музея-заповедника.
В настоящее время картина экспонируется в музейном комплексе краеведческого музея «Астраханский край в XVIII в.». Уточнив реальные размеры данной картины, Андрею Пальцеву и Григорию Миляшкину было несложно рассчитать размеры изображённой на фото плезир-яхты. Расчёты показали, что яхта Петра имела не более семи метров в длину. Тогда Андрей Пальцев принимает решение восстановить кормовую часть плезир-яхты в реальных размерах и поместить её в уже действующую музейную экспозицию краеведческого музея рядом с картиной Протасова. Работа над возрождением плезир-яхты Петра I началась 1 апреля, а уже к 12 июня реконструкция была успешно завершена.

Взгляд в прошлое
В 1722 году Астрахань готовилась к приезду Петра I. Губернатор Волынский приказал снести в кремле все ветхие строения и построить рядом с губернатор¬ским домом резиденцию для императора и его свиты. Ещё один дворец для Петра I был построен в Замановском саду, что располагался вниз по реке Кутум (в настоящее время это обширный пустырь на правой стороне Кутума, напротив сетевязальной фабрики). Внутри дворцовые комнаты обивались холстом. В помещениях расставляли столы и скамьи, обшитые кожей. Ко двору регулярно поставлялись свежая рыба, икра, подвесные белужьи спинки, малосольные судаки. Была также забота о «доставке молока и корма для император¬ских сук и сокола». От мух, комаров и мокриц все окна резиденции затягивались тонкой кисеей-флером.

Главным транспортным средством сообщения, объявившим борьбу астраханским разгильдяйству и бездорожью, становится императорская плезир-яхта. Плезир-яхта была приспособлена для движения под парусом, хотя и сохраняла возможность двигаться под вёслами. На ней Пётр I ежедневно поднимается по Кутуму к центру Астрахани. Яхта служила императору и для осмотра окрестностей города, садов, где культивировались лозы венгерского и рейнского винограда. Именно тогда и поступает в губернское правление Астрахани предложение Петра I об осушении астрахан¬ских зловонных болот и необходимости прорытия от Волги до Кутума судоходного и полноводного канала (ныне – Варвациевский канал города).
Наяды, амуры и кариатиды.

Воссоздавая плезир-яхту, Андрей Пальцев использовал в качестве материала ель и сосну. Он внимательно изучил дореволюционные открытки и фотографии и наконец остановился на фото кормы плезир-яхты путешественника и фотографа Виноградова из частного собрания А. Минаева (фотография приведена в книге писателя А. Маркова «Пётр I и Астрахань»). По фото было определено, что резьба кормовой транцевой доски представляет собой накладные элементы – пара наяд держит в руках щит с именем императора, в их ногах расположилась парочка амуров. Доску с резьбой поддерживают кариатиды. Накладные элементы художественной резьбы боковин и транцевой доски плезир-яхты выполнили преподаватель училища №17 Ризанбек Байтуменов и резчик по дереву Сергей Бычков, а кариатид сотворил Григорий Миляшкин. Традиция создания подобных прогулочных яхт (дословно для удовольствия и спорта) зародилась в Нидерландах в XVII веке.

Теперь кормовая часть яхты Петра I возвращена из небытия. Заглянув внутрь яхты, посетители краеведческого музея могут внимательно ознакомиться с её оснащением – двумя деревянными сиденьями, деревянным бочонком для воды, багром и веслом, пеньковым канатом. Для удобства осмотра к борту плезир-яхты приставлена небольшая лесенка.
 
 
 

Астраханский Яхт Клуб | 2009
Для использования материалов
с сайта необходимо согласие
Астраханского Яхт Клуба



Изготовление и поддержка Интернет ресурса
РИА "Аверс"