История

Не просто дать однозначное толкование такому словосочетанию и явлению, как «яхт-клуб», поскольку он представляет собой одновременно и «организацию», и «место у берега», т.е. Устав и безопасное место для якорной стоянки. Отечественные словари дают определение яхт-клубу, как «спортивной организации, занимающейся водным, преимущественно парусным спортом» или называют «организацией, культивирующей парусный спорт». Создатели этого феномена современной культуры — англичане, называют яхт-клубом «организацию, члены которой интересуются водными видами спорта, в первую очередь парусным, а так же моторными яхтами…». Они же интерпретировали популярное ныне слово «яхтинг», как определённый образ жизни, связанный с Парусом и всем, что вокруг него.

Как известно, любительское мореплавание в России уходит своими корнями к началу XVIII века, когда в 1713 году, задолго до появления многих ныне известных европейских яхт-клубов, царственный «мореплаватель и плотник» учредил Потомственный Невский флот. Он был создан на Партикулярной верфи Санкт-Петербурга и состоял из 141 небольшого парусного и гребного судна, которые безвозмездно выдавались «различным лицам и государственным учреждениям» с одним условием — содержать их в порядке и участвовать в совместных «экзерцициях» — занятиях на воде. Этот флот по своей организации напоминал яхт-клуб, в современной его трактовке, поскольку имел специальные суда, Устав, флаг, форменную одежду и определённые задачи – через досуг и отдых на воде готовить кадры к службе на флоте.

Первый в России Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб был учреждён в 1846 году Николаем I по ходатайству наиболее просвещённых моряков русского флота. В следующем году произошла и первая в истории России гонка яхт. Первый же речной яхт-клуб тоже был основан в Северной столице 14 марта 1860 года, а в 1861 году были приняты первые правила для гонок парусных судов. В последующие годы яхт-клубы стали открываться в разных городах России у морей и на крупных реках: в 1867 году, Московский, в 1872, Рижский, в 1876, Одесский и Саратовский, в 1886, Севастопольский, в 1887, Киевский и т.д. Для лучшей организации деятельности парусных спортивных обществ и яхт-клубов, координации их спортивной деятельности, в начале 1912 года был создан Российский гоночный парусный союз, а вскоре Россия вступила и в Международный парусный союз IYRU. До революции российские яхтсмены активно проявляла себя на международной спортивной арене и неоднократно занимала призовые места в различных престижных состязаниях.

Мало кто знает, что Петр Великий явился основоположником яхтенного дела и в Астрахани. Ещё в 1722 году Казанским адмиралтейством для нужд государевых и первой Каспийской флотилии в Персидском походе была построена 38 — футовая прогулочная Плезир-яхта, правда, в море так и не выходившая, но услаждавшая государя и видом, и статью, и неслабыми ходовыми качествами на широких волжских просторах. Северные революционные бури да ураганы смели и «домик Петра» и, обветшавшую в нём, Плезир-яхту. Осталась от неё лишь доска бортового украшения с искусной резьбой затейливого орнамента из переплетённых листьев виноградной лозы и винограда, хранящаяся и поныне в одном из залов краеведческого музея нашего города. И память. И немалые, добавим, традиции Паруса.

Краевед В.П.Лебедев пишет, что в 1888 году к Астраханскому порту было приписано 1152 парусных судна, на которых плавало 5144 человека комады. Через пять лет, в 1893 году из 1400 морских судов приписанных к Астраханскому порту — паровых было только около 150-ти. К концу века количество парусных судов уменьшилось, но тоннаж резко возрос, ведь Каспийское море находилось в числе первых по размеру судов и общему количеству перевозимых грузов. Причем из 507 парусников, 334 были шхунами, в т.ч. – 280 судов были двухмачтовыми; 71 – трехмачтовыми; 1 – четырёхмачтовое..

Кроме этого огромного рыбопромыслового, торгового и нефтяного парусного флота, существовал ещё и маломерный. Он был представлен парусными судами разных типов: «косоушками» — небольшими двухмачтовыми (топ и бизань-мачта) беспалубными косовыми лодками; «реюшками» — малыми, с косым рейковым парусом, одномачтовыми (бизань-мачта) косовыми лодками, а так же «рыбницами», «прорезями» и «асламками» — одномачтовыми (топ-мачта) лодками полуморского типа.

Из спортивных судов в то время «…на Волге преобладали плоскодонные швертботы парусностью от 10 до 45 кв. метров. Как правило, человеку, пожелавшему вступить в яхт-клуб, приходилось строить и оснащать лодку самостоятельно или прибегать к услугам местных умельцев, строивших суда по своему разумению». Наверняка, у некоторых состоятельных граждан нашего города, были и лодки импортного производства. «Яхты в те годы в основном закупали за границей. Из отечественных морских яхт лучшими были суда, построенные по чертежам конструктора А.Д.Родионова в мастерских Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. Здесь же работали и другие прекрасные мастера яхтостроения: В.В.Шталь, Г.В.Эш, М.И.Эртц, К.Г.Экебом, В.П.Фан-дер-Флит, П.В.Виноградов, В.Н.Пылков и др.»

Известие об организации яхт-клуба в Астрахани, о котором сообщил 25 мая 1896 года 127-ой номер «Астраханского листка», было воспринято местной общественностью с одобрением, что свидетельствует об актуальности темы для в, общем-то, спокойной и размеренной жизни провинциального городка самого конца XIX века. Неизвестный автор Листка в статье с многозначительным названием «О яхт-клубе вообще и о будущем астраханском в частности» писал: «…Принимая во внимание местоположение г. Астрахани, а именно ее нахождение в устье Волги, в незначительном расстоянии от моря, приходится удивляться такому позднему появлению Яхт-клуба…, что лучше поздно, чем никогда, потому что любительское плавание бесспорно, один из благороднейших видов спорта, с которым… небезынтересно будет познакомиться многим из астраханцев»… Сердечно приветствуем нарождающийся Яхт-клуб и желаем ему сначала попутного ветра, а затем дальнего и счастливого плавания».

Куда как больший резонанс в прессе получило известие об учреждении в этом же году в нашем городе Клуба канцеляристов. Автора «Астраханского листка», скрывающегося под псевдонимом «Зритель» беспокоило, что «в сравнительно маленькой Астрахани будет 11 клубов и собраний, что уже есть дворянский, коммерческий, общественный, военный, казачий, открывающийся, новый, яхт-клуб; общества литературно-драматическое, художников, велосипедистов… и вот теперь канцеляристов… Выйдет то, что устроят клуб, через год закроют по недостатку средств для уплаты за квартиру, или, что ещё хуже — будет влачить «жалкое существование…». Этого честного горожанина беспокоили нравы, воцарившиеся в старых и вновь открывающихся общественных организациях, в частности, в Клубе общественного собрания, который «превратился в игорный дом», и где игра в карты идёт «всю ночь до 8-ми утра»: «в новом клубе не должно быть карт и винного буфета, а хорошая библиотека, музыка, бильярд и шахматы».

К счастью, Астраханский яхт-клуб ждала другая судьба.
Вся организационные мероприятия, связанные с его открытием проводились максимально демократично и открыто, с предварительным публичным, через прессу, обсуждением. Ещё в начале января 1896 года в «Астраханском листке» появилось объявление «Лица сочувствующие учреждению в Астрахани Яхт – клуба и желающие быть членами его приглашаются 16 января в 8 часов вечера в помещение Общественного собрания для обсуждения и выработки Устава». За основу был взят, организованный ранее, Устав Саратовского яхт-клуба, а Проект Устава, как сообщала газета в течении трёх дней, — выставлялся «ежедневно в конторе Общественного Собрания от 7 до 10 часов вечера 26, 27, 28 и 29 января для подписи лицами, желающими вступить в члены клуба». Как и планировалось, 16 января стараниями астраханских энтузиастов — организаторов Николая Николаевича Жижина и Дмитрия Фёдоровича Хомутова в конторе Общественного Собрания, наконец, состоялось обсуждение идеи и основных положений Устава Астраханского яхт-клуба. 10 мая 1896 года Устав Клуба, согласно принятым правилам, был утверждён, заместителем министра юстиции Долгово-Сабуровым.

Уставные цели Клуба заключались в «распространении охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах:
а)обучении управлению сими судами;
б)улучшению их постройки;
в)слежению за изменением фарватера р. Волги и взморья и выяснению причины образования отмелей и перекатов с указанием средств к устранению образования их.».

Кроме всего Клуб утверждал гонки судов, устраивал беседы, относящиеся к плаванию на судах, выписывал суда или модели пригодные к плаванию и содержал мастерскую для постройки судов. Также Клуб собирался организовать школу для обучения молодых людей управлению судами с выдачей прав шкиперов, кормчих, и построить постоянную спасательную станцию на Волге для содействия обществу спасения на водах.

В противовес расхожему мнению, Клуб не являлся элитарным закрытым учреждением местной дворянской аристократии, богатого купечества или представителей промышленно – банковского капитала. Условия вступления в Клуб были весьма демократичны: в его члены принимались представители всех сословий (выделено мною – Е.Д.)., не моложе 21 года. Ограничения, согласно законам Российской Империи этого периода времени, касались только женщин; лиц, не достигших совершеннолетия; находящихся на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров; а также, подвергшихся ограничению прав по суду. Желающий вступить в Клуб, должен был заручиться поддержкой не менее двух его членов; кандидатура обсуждалась открыто, а голосование было закрытым. Вступивший, платил единовременно по вступлению: 5 — 10 рублей и годовые членские взносы. Годовой взнос в те времена исчислялся в разных клубах по-разному и варьировался от 10 до 100 рублей.

Клуб содержал гребные и парусные, общественные и частные суда: это были яхты и разного рода палубные и открытые шлюпки, гички, гиги и другие мелкие суда, список которых, к сожалению не сохранился. Общественные парусные суда, т.е. приобретённые Клубом, выдавались всем его членам, «признанными опытными в управлении судами». Яхты, покупаемые Клубом или частными лицами стоили не дёшево – от 2000 до 3000 тыс. рублей.

Астраханский яхт-клуб имел свой Флаг и Знак.
Статья 25 Устава Клуба определяла специальную, красивую форму одежды его членов: «пиджаки… тёмно-синего цвета, двубортные, с чёрными пуговицами с матовой серединою и полированным бортом. На матовой середине пуговицы полированный знак Клуба. Жилеты из того же материала, что и пиджаки или белого цвета; брюки — тёмно-синего цвета. Обязательным было и ношение «английской» фуражки тёмно-синего цвета с чёрной шёлковой тесьмой во весь околышек и с прямым козырьком, и знаком Клуба над ним. Ту же форму разрешалось носить и в белой материи». У должностных лиц яхт-клуба должны были быть обязательные нарукавные знаки отличия – золотые узкие нашивки вокруг обшлага рукавов: Командору – три, Вице-Командору — две, и членам Комитета – одна.
Яхт-клуб имел право проводить семейные собрания с танцами, организовывал праздники и гонки и все это с учетом определённой культурно-просветительской деятельности членов Клуба, — всем своим образом жизни, пропагандирующим здоровье и спорт. Постепенно, начинали формироваться и традиции яхт-клуба: поднимание утром и опускание вечером Флага яхт-клуба, причём присутствовавшие – члены клуба или его гости должны были стать «во фрунт» и обнажить головы; музыкально-драматические вечера отдыха в определённые дни, — ведь Паруса, музыка и стихи неотделимы от жизни яхтсмена. Наверное, только в культурном смысле, яхтинг, как вид жизнедеятельности на довольно сером фоне жизни российской провинции можно было назвать элитарным.

Один из замечательных конструкторов яхт и первых яхтсменов Санкт-Петербурга Г.В.Эш в конце XIX века написал «Руководство для любителей парусного спорта», где в частности отмечал: «… соблюдение известных правил и, так сказать, хорошего тона должно быть обязательно для каждого яхтсмена… что касается вообще, до соблюдения приличий, то ни один уважающий себя яхтсмен не позволит…, чтобы с его яхты раздавались нестройные крики, шум и пьяные песни… Это простительно мастеровым, вздумавшим справить воскресный шабаш, на наемной лодке, но совсем не подходит судну, носящему яхт-клубовский флаг… Сдержанное поведение, характеризующее истинного джентльмена… даст возможность внушить в посторонних хорошее мнение и о себе, и о парусном спорте…».

Как сообщил «Астраханский листок» через своё уведомление «К открытию Астраханского Яхт-клуба»: 24 сентября 1896 года «господа члены-учредители» приглашались на своё первое собрание.

Так открылся Астраханский яхт-клуб. Он стал 54-м российским яхт-клубом из 68-ми, зарегистрированных к 1890 году.

В 1910 году известным астраханским архитектором Н.Н. Миловидовым на стрелке Волги и Кутума, на деньги всё того же Н.Н.Жижина было выстроено первое деревянное, стоящее на сваях, оригинальной конструкции, здание яхт – клуба (не сохранилось). Рядом с клубом находилась стоянка для яхт. По неподтверждённым пока документально данным, перед тем, как покинуть Астрахань в 1912 году, Н.Н.Жижин подарил здание яхт-клуба нашему городу.

Долгое время ничего не было известно об организаторах яхт-клуба, в частности о Н.Н.Жижине, пока не удалось разыскать его потомков в Астрахани и ныне здравствующую 93-х летнюю дочь и племянников, проживающих в Москве. К сожалению, рамки статьи данной работы не предполагают подробное исследование жизни и судьбы этого замечательного астраханца, однако некоторые детали следует отметить.

Широко известный в начале прошлого века предприниматель из мещан Николай Николаевич Жижин являлся Потомственным Почётным Гражданином города Рыльска, Курской губернии. По неподтверждённым пока документальным данным за благотворительную деятельность Николай Николаевич получил это высокое звание и в Астрахани. Из семейного предания известно, что предки Жижина, торговавшие рыбой и икрой, открыли свои лавки в Париже сразу после вступления в него русской армии в 1814-1815 г.г. В конце XIX — начале XX в.в. свои фирменные магазины Жижин имел в Варшаве и Кёльне, и проживал в Астрахани сначала в доме Агамжановых , а затем, в собственном доме на Набережной Кутума. Этот неординарный человек, капиталист, владелец рыбных промыслов и предприятий, ратовал за всеобщую грамотность, открывая для своих работников школы; строил для них редкие не только для Астрахани, но и для России, жилые коттеджи; оказывал материальную поддержку российской социал-демократической партии (большевиков); а после революции, до национализации, добровольно передал новому государству всё принадлежащее ему хозяйство.

Н.Н.Жижин был женат дважды, первый раз на Надежде Куприяновне Ильиной, дочери известного астраханского купца-миллионщика. Но случилась большая любовь, за которую Николай Николаевич был даже отлучён от церкви, с запрещением жениться в течение двух лет. Тем не менее, он женится на эстонке, Марии Мартыновне Кескюле, и уезжает из Астрахани в Польшу. Нам не известно, как многочисленная семья, — у Николая Николаевича и Марии Мартыновны было пятеро детей, — пережили революцию и Гражданскую войну. Сам Н.Н.Жижин не был репрессирован, как его сын от первого брака, тоже Н.Н.Жижин, кавалергардский корнет, расстрелянный большевиками в 1918 году. По семейным преданиям их спасло заёмное письмо о ссуде денег русским социал-демократам в Польше, подписанное лично В.И.Лениным. По воспоминаниям родных, — деда, как специалиста по икре и рыбе очень ценил А.И.Микоян и, довольно часто приезжал к нему домой для консультаций, а брэнд «икра от Жижина» долгое время, во всяком случае, до войны, использовался Советской властью. После революции Николай Николаевич единственный раз приезжал в Астрахань в 1945 году и посетил свой завод, — тогда рыбзавод им. Микояна, где его ещё помнили старые работники предприятия. Н.Н.Жижин скончался в Москве, в 1955 году, 93-х лет отроду. В Астрахани долгие годы жил и работал главным инженером проекта института «Гидрорыбпроект», его сын Борис Николаевич Жижин, скончавшийся в 1998 году, в возрасте 92-х лет.

Меньше известно о другом организаторе яхт-клуба действительном статском советнике Дмитрии Фёдоровиче Хомутове, проживавшем до революции на 2-ом участке в доме Рыбного Управления. В год создания яхт-клуба управляющий местным рыбным промыслом Д. Ф. Хомутов, имея «необходимость в разъездах быстроходного судна» явился организатором постройки на пристани Рыбного Управления американской крейсерской яхты с выдвижным килем. «Необходимость учинить крейсерство в рыболовных водах» посредством яхты, а не парохода была обусловлена, во-первых, относительной дешевизной проекта и, во-вторых, отсутствием необходимости в строительстве ремонтной базы для парохода на побережье Восточного Каспия. 60-ти футовую яхту по чертежам Рыбного управлении «из местных материалов» строил П.Ф.Максимович – преподаватель мореходных классов из Таганрога. На постройку ушло 6 тыс. рублей, но яхта стоила того: с оцинкованным днищем, металлическим такелажем, отделанной ценными породами дерева кают-компанией, двумя каютами для чиновников и помещением для матросов. 17 октября 1896 года при стечении публики, градоначальства и духовенства состоялся спуск и освящение яхты, — «судна сопричастного к крейсерскому флоту полиции Управления Рыбных и Тюленьих промыслов». Капитаном корабля стал её строитель – П.Ф.Максимович. Интересно отметить, что и до спуска на воду американской яхты в этом флоте полиции уже было несколько судов, в том числе и самое крупное из них — пароход «Ловец», капитаном которого был отставной прапорщик корпуса флотских штурманов В.П.Марковский.

Нам известно, что параллельно с работой в яхт-клубе Д.Ф.Хомутов долгие годы являлся членом правления Общества спасения на водах. Дальнейшая его судьба не ясна: к 1917 году среди проживающих в Астрахани, он уже не числился.

Удивительно, но в астраханской дореволюционной периодической печати практически ничего не сообщалось о деятельности Астраханского яхт-клуба. Смеем предположить, что клуб был частным, в силу чего и не очень жалован местными, довольно либеральными СМИ.

После революции в январе 1918 года в соответствии с Декретом о национализации Волжского флота яхт-клуб был распущен. Яхты же, если не сгорели в огне революции и Гражданской войны, были либо приспособлены для новых нужд, либо тихо догнивали где-то на задворках строек первых пятилеток: заниматься парусами и яхтингом, на долгие годы заклеймёнными как «буржуазные» прихоти и забавы было просто некому.

В послереволюционные, 20-е годы в Астрахани, как и во всей стране, отдавали предпочтение, развитию других, прежде всего, военизированных видов спорта и занимался этой работой в городе отдел спорта и физкультуры Губвоенкомата. В 1919-20 г.г. был организован I-ый Пролетарский и II-ой спортивно-гимнастический клубы, а 12 мая 1920 года в летнем театре К.Маркса состоялся губернский съезд по физическому развитию и допризывной подготовке избрал Губернский спортивный исполнительный комитет. Этот исполком и организовывал некоторое время спортивно-массовую работу в области. В 1923 году в СССР было организовано добровольное спортивное общество «Динамо», объединявшее, прежде всего, спортсменов ОГПУ-НКВД, в Астрахани оно появилось в 1924 году. В его 83-х летней истории развитие парусного спорта никак не отражено. По воспоминаниям А.И.Оксмана, ветерана этого спортивного общества, единственной акцией 20-х годов, где участвовала парусная лодка, был спортивно-агитационный «пробег гребно-парусного вельбота по маршруту Астрахань – Москва», длинною в 3300 км. . Об этом «пробеге» говорится и в энциклопедии «Динамо». Руководством Пролетарского спортивного общества «Динамо» специально для этого «пробега» был построен двухмачтовый, несущий небольшие паруса гафельного грота и стакселя, десяти вёсельный вельбот. Летом 1928 года команда из десяти «спортсменов – чекистов»: «самого председателя общества «Динамо» тов. Трубицына, старшего инструктора физкультуры Оксмана, Маргушина, Петрухина, Нечаева, Скороскокова, Сахарина, Коротина, Шепетильникова и Предвечного», отправилась в путь. Целями этого похода было добраться под парусом и вёслами через Волгу, Оку и Москва-реку, до Москвы, а задачей – пропаганда физической культуры и изучение изменения состояния организма спортсменов. Поход был тяжёлым: поскольку команда вельбота не умела лавироваться и следовать под парусом против течения, то большую часть пути спортсменам пришлось идти на вёслах или тащить лодку на бечеве. На следующий, 1929 год десять московских спортсменов прошли тем же маршрутом, возвратив вельбот астраханскому «Динамо».

В 30-е годы, и вплоть до начала Великой Отечественной войны в нашем городе отдавали предпочтение гребным видам спорта. Следствием этой большой организационной работы, усилий педагогов и тренеров стали первые золотые медали в истории гребного спорта в Астрахани завоёванные в Ленинграде на III-ем Чемпионате СССР по гребле ещё в августе 1936 года.

Историк астраханского спорта П.Воронов подробно описывает эволюцию гребного спорта в Астраханской области. Но в его книгах, как и книгах известных краеведов и исследователей астраханской старины, таких как А.Штылько, П.Лебедев, П.Юдин, С.Львов, А.Марков и других ничего не сказано о развитии парусного спорта в нашем крае. И это не случайно. В других регионах Советской России, где культура яхтинга оказалась глубже и прочнее — традиции парусного спорта никогда не прерывались.

Первая попытка в СССР провести соревнования на ялах и яхтах была предпринята в Ленинграде ещё в 1924 году. В 1927, — состоялось первое заграничное плавание советских яхт в Финляндию и Швецию. Уже в 1928 году в Ленинграде была проведена I-я Всесоюзная спартакиада, в программу которой были включены парусные гонки, а в 1936 году была создана Всесоюзная парусная секция (с 1959 года Федерация парусного спорта СССР), которая объединила разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций и положила начало организационной, и систематической спортивной работе. Первая специализированная яхтенная верфь была построена в 1936 году в Москве, позже яхты и швертботы стали строить в Горьком и Куйбышеве. «К 1941 году парусным спортом в СССР занимались тысячи яхтсменов. Ленинградские яхт-клубы ВЦСПС и ДСО «Водник», морские яхт-клубы Одессы, Николаева, Кронштадта и Севастополя, речные яхт-клубы Москвы, Куйбышева, Саратова и Горького воспитали много разносторонних яхтсменов и отличных гонщиков».

Астрахань серьёзно отставала от других регионов Советской России не только в парусном спорте. В нашем регионе систематическая и планомерная работа по организации физкультуры и развитию различных видов спорта началась с 15 августа 1938 года, когда был создан Астраханский окружной комитет по делам физической культуры и спорта (с 1943 г. Областной комитет по делам физической культуры и спорта при Астраханском облисполкоме). Однако в его первых официальных отчётах (1944 год) парусный спорт не упоминается, а говорится о больших проблемах военного времени, попытках возрождения и организации новых добровольных спортивных обществ — «Пищевик», «Локомотив», «Буревестник», «Трудовые резервы» и «Водник». В марте 1945 года бассейновый совет ДСО «Водник» докладывал в Военный отдел областного комитета ВКП(б): «весь гребно-парусный флот состоит из 30-ти спортивных шлюпок, 5 яхт, 1-ой академички и 2 швертботов». Дальше, в развитии парусного спорта дела обстояли ещё хуже – его не находим даже в перечне видов спорта, культивируемых в нашей области. В Отчёте комитета по делам физкультуры и спорта за 1946 год говорится: «за время войны учебные суда… водные станции были уничтожены… На всю Астрахань осталось 17 шлюпок…»

После Великой Отечественной войны в Астрахани, как и до революции, работа по возрождению яхтинга началась с деятельности энтузиастов-одиночек. Первым их них стал Дмитрий Георгиевича Тархов, — интересная, разносторонне одарённая личность. Молодой преподаватель физики, математики и литературы, художник и яхтенный капитан приехал в Астрахань из Архангельска в 1946 году и стал работать в Астраханском мореходном училище. Уже через два года с ветераном войны К.С.Юлпатовым и курсантом училища В.Г.Тарховым на свалках одного из затонов нашли останки старых и разбитых яхт из которых «собрали» три швертбота класса «У» и два класса «Олимпик». Этих лодок хватило ненадолго, но они сыграли свою положительную роль в деле возрождении яхтинга в нашем городе. Но это были, повторяемся, энтузиасты-одиночки.

К 1952 году, когда в Астраханской области действовало уже 13 добровольных спортивных обществ и в целом, спорт был на подъёме, но официально констатировалось: «в Астрахани нет ни одного парусного судна». Тогда же и была поставлена задача «предложить Центральному Совету «Водник» построить в Астрахани яхт-клуб и иметь необходимое количество парусных судов». В результате, 1953 год стал, наконец, годом организации в Астрахани Гребно-парусного клуба.

Этот год памятен ещё и тем, что весной, для нужд астраханских яхтсменов была приобретена трофейный немецкий туристский швертбот «Пума». Эта яхта представляла собой шедевр классического германского яхтостроения: с прекрасными конструкторскими решениями корпуса, мачты и такелажа; кают-компанией богато отделанной красным деревом, латунью и медью; с полным комплектом парусов. Немало курсантов АМУ прошло парусную практику на этой яхте, но её судьба в Астрахани была короткой и сложилась трагично. На праздник 1-го Мая 1955 года напротив плавучего ресторана «Поплавок» во время манёвра лодка легла парусами на воду и её, сильным половодным течением, затянуло под плавучий музей — канонерскую лодку «Советский Дагестан». Никто из экипажа не пострадал, но, поднятая через день яхта со сломанной мачтой и многочисленными пробоинами в корпусе уже не подлежала восстановлению.

Астраханский гребно-парусный клуб разместился на стрелке Волги и Кутума, в нескольких помещениях одного из красивейших сооружений нашего города — здании бывшей Торгово-промышленной (Купеческой) биржи, ныне городского Дворца бракосочетания. Это здание своим силуэтом напоминающее пароход со стилизованной башней-трубой строилось напротив первого свайного деревянного яхт-клуба с 1908 по 1911 г.г., известным архитектором В.Варганек–Вальдовским.. В Бирже находились два роскошных ресторана (один в подвальном помещении), специальная «раковина» для оркестра над большим танцзалом, биллиардная и другие службы. После революции до самой войны в помещениях Биржи размещался Райкомвод. Во время Великой Отечественной войны окна нижнего этажа были превращены в бойницы, а на крыше находился наблюдательный пост моряков Каспийской флотилии, но уже в 1943 году здание передали Союзминрыбпрому. В 1951 году помещения Биржи занял Главкаспрыбпром и, только с 1953 года здесь разместился городской ЗАГС и Гребно-парусный клуб. На первом этаже разместилась секция гребников, на втором — парусников, а в подвальном помещении находился не только просторный и сухой эллинг для яхт, но и тренировочный бассейн для секции гребников.

Как и в довоенные, в 50-е годы Астрахани отдавалось предпочтение гребному спорту – и по материальной базе, и по кадровому составу тренеров и педагогов. Строятся водно-гребные станции ДСО «Труд», «Водник» и «Динамо». В сентябре 1952 года Астрахань стала местом проведения X-го чемпионата СССР по гребле на байдарках, народных судах и ялах, где астраханцы, борясь с сильнейшими командами Ленинграда, Москвы, Саратова, Одессы заняла почётное пятое общекомандное место.
Следует отметить, что ещё в 1951 году был образован Олимпийский комитет СССР по парусным видам спорта, и в 1952 году наша олимпийская яхтенная сборная первый раз участвовала в парусной регате XV Олимпийских игр в Хельсинки (Финляндия). Этот факт, в определённой степени, стимулировал действия Астраханского областного спорткомитета и с середины 50-х годов начал формироваться настоящий парусный флот, стоянку которого определили на Кутуме у моста по ул. Желябова.

Из Прибалтики были доставлены хоть и старые, довоенной постройки, но с полным комплектом парусов два швертбота класса «М» («Беркут») и («Сорока»); три килевых яхты олимпийского класса «Дракон»; два швертбота олимпийского класса («Финн»), четыре килевых яхты класса «Звёздный», а так же два швертбота международного класса «О» («Олимпик») и два учебных швертбота («Ёрш»). Часть этих лодок была определена в ДСО «Водник». Несколько старых швертботов находились и в ДСО «Труд», организованного в Астрахани в 1958 году. Вообще, конец 50-х и начало 60-х годов можно назвать «золотыми годами» в развитии астраханского яхтинга: с 1958 по 1962 г.г. областной спорткомитет организует ежегодные соревнования по парусным видам спорта. Первые гонки такого рода с пересадкой рулевых на яхтах класса «Звёздный» были организованы на Батначном рейде 22 июня 1958 года. Участвовали 22 спортсмена от ДСО «Водник», «Труд» и Гребно-парусного клуба. Первое место занял В.Ларкин. Такой «взлёт» яхтинга в эти годы был обусловлен и тем, что в 1957 году парусную секцию Астраханского гребно-парусного клуба возглавил А.С.Бастрыкин (1931 – 2001).

Об этом человеке, оставившем заметный след в развитии яхтинга не только в Астрахани, но на Северном Каспии следует рассказать подробнее. Анатолий Семёнович Бастрыкин родился в селе Кудряшово Гурьевской области, Казахской ССР. В 1954 году закончил минно-торпедное отделение Каспийского высшего военно-морского училища в Баку и отправился служить на Балтийский флот. Прослужив год командиром минно-торпедной БЧ-3 тральщика, при отбуксировке мины от корабля был ранен и комиссован из ВМФ в звании капитан-лейтенанта. В 1956 он приезжает в Астрахань и устраивается на работу тренером в Астраханский гребно-парусный клуб, где до 1963 года руководит секцией парусников. А.С.Бастрыкин, не имевший своих детей, весь свой нерастраченный опыт и знания, энтузиазм и энергию, любовь к морю и парусу отдал подрастающему поколению. Это были лучшие годы клуба. От молодёжи, желающей познать азы яхтинга и получить звание яхтенных рулевых, не было отбоя. Именно здесь прошли свои парусные «университеты» первое поколение астраханских яхтсменов, участвуя в многочисленных соревнованиях и совершенствуя свои навыки в дельте Волги, и на Северном Каспии. Однако уже в 1962 году у клуба появились серьёзные проблемы. Произошло это из-за неразумных решений городских властей, вследствие которых судоходная инспекция закрыла городской рукав Волги для движения маломерного флота и яхтсмены потеряли выход на «открытую» воду. В следующем, 1963-м году клуб закрыли. Очевидно, местные власти считали «Астрахань – порт пяти морей» бесперспективным в деле развитии парусного спорта. Факт беспрецедентный – ведь именно в 60-е годы советские яхтсмены достигают огромных успехов и утверждают себя на высших ступенях олимпийских регат и крупнейших международных соревнований. В эти годы «трижды завоёвывает звание олимпийского чемпиона В.Манкин (в классах «Финн» и «Звёздный»; серебряными призёрами олимпиад становятся А.Балашов («Финн»), экипажи Б.Будникова («Солинг») и братьев Тынисте («470»); бронзовыми – В.Потапов («Финн»), А.Балашов («Финн»), Л.Москаленко и И.Чуниховская («470»). Звания чемпионов мира и Европы на яхтах различных олимпийских классов завоёвывали В.Манкин, В.Потапов, С.Хорецкий, С.Бородинов, Г.Биганишвили, Б.Будников, Е.Богатырёв, Ю.Коновалов, С.Кравцов и другие. Как признание достижений наших спортсменов на международной арене можно расценивать тот факт, что… в СССР проводились Чемпионаты мира в классах «Парусная доска» и «Торнадо», а так же парусная регата XXII Олимпийских игр».

После закрытия Гребно-парусного клуба единственным учреждением города, имевшим соответствующую требованиям техническую базу, было Астраханское мореходное училище, которому и передали парусный флот клуба. В 1963 году А.С.Бастрыкин тоже перешёл в АМУ (ныне Каспийский филиал ФГОУ ВПО «МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова), где и работал начальником учебно-тренировочной базы и преподавателем специальных дисциплин. И здесь Бастрыкин остался верен себе: несколько поколений курсантов прошли парусный тренинг; была подготовлена команда яхтсменов неоднократно принимавшая участие во Всероссийских соревнованиях по парусному спорту и морскому многоборью в Волгограде и Куйбышеве; продолжились парусные походы по Волге и Ахтубе; вместе со своим учителем астраханские яхтсмены постепенно начали осваивать и Каспий.

А.С.Бастрыкин проявил себя и как оригинальный яхтенный конструктор. Ещё в 1966 году Анатолий Семёнович впервые в Астрахани из стеклопластикового вельбота построил крейсерскую яхту «Ника», на которой обошёл весь Каспий. Следующим его проектом стала двухмачтовая шхуна «Грация», построенная на основе семиметрового алюминиевого корпуса вельбота, специально для него привезённого из Баутино. Эту лодку многие знали на Каспии – и метеорологи на Тюленьем остове, и работники науки – экологи на Малом Жемчужном, и профессиональные моряки или яхтсмены в Актау и Махачкале. По его техническим советам или решениям были также построены двухмачтовые шхуны «Фея», «Глория», «Таити» «Блюз» и шлюп «Гент».

Очень скромный в быту – весь отданный любимому делу, этот абсолютной честности человек никогда, ни с кого, не брал ни копейки денег. В силу разносторонней одарённости, а более всего из-за трепетной любви к морю и парусу А.С.Бастрыкин стал средоточием новообразования, которому трудно дать определение: к нему приходили просто так, – общаться. И каждый получал то, что искал – совет ли, техническое решение или просто разрешение какой-то жизненной проблемы. В начале тяжёлых 90-х, когда разваливалась не только страна, но и крушились судьбы людей А.С.Бастрыкин, не найдя понимания у руководства АМУ оказался «не у дел», и вынужден был уволиться из училища. После ухода А.С. Бастрыкина из АМУ в 1991 году училище уже имело свой небольшой парусный флот в составе четырёх швертботов класса «Финн» и шести «ОК – динги». Чтобы не потерять замечательного специалиста и прекрасного человека, его ученик, главный инженер «Промэксковации» Ю.Н.Колокольцев при участии Городского отдела народного образования открывает детскую водно-парусную базу, где Анатолий Семёнович и проработал до самой своей преждевременной кончины в 2001 году.

Учениками или единомышленниками А.С. Бастрыкина сегодня могут назвать себя многие известные астраханские яхтсмены, среди которых Ю.Тархов, В.Гамфольд, Ю.Колокольцев, В.Прокопенко, Г.Миляшкин, В.Караванов, В.Рассказов, Я.Левицкий В.Кабаков, В.Ларкин, Л.Тархов, Б. Зеленин, А.Ворожбян, А.Линдберг, В.Кржановский, Н.Савельев, Ю.Астахов и другие.

Следующая страница истории Паруса в дельте Волги связана с деятельностью Яхт-клуба Каспийского мореходного училища (ныне Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа). В 1974 году выпускник отделения промышленного рыболовства Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства, молодой преподаватель специальных дисциплин А.А.Ворожбян вместе с другими преподавателями и сотрудниками КМУ А.Б. Замысловым, Ю.В..Поповым, Е.И.Гринченко и К.К.Кузьминым организовали парусную секцию. Материальной основой будущего яхт-клуба стали приобретённые училищем четыре «Ял-6П» с достаточно сильным парусным вооружением. За короткое время, на этих ялах, курсанты и преподаватели секции обошли практически всю дельту Волги — побывали в порту Оля, на Кировском рыбзаводе, Каспийскои Взморье, а так же было совершено три больших похода в Волгоград, где команда КМУ вместе со спортсменами города Героя принимала участие в морском пятиборье. Не только парусной практике, но и конструированию и строительству яхт уделялось внимание в секции: в 1981 году по самостоятельно разработанным чертежам был построен один из первых в Астрахани семиметровый катамаран типа «Кит». В этом же году яхт-клуб Каспийского мореходного училища «Каспий» был официально узаконен, а следующие, 1982 — 1984 г.г. стали лучшими в его истории, ведь именно тогда были приобретёны крейсерские яхты: швертбот типа «Т-2» «Марс», четвертьтонники «Сириус», «Орион», «Вега», однотонник, типа «Марина», — «Бриз» («Комсомолец») и три спортивные гоночные яхты типа «Летучий Голландец». Из двух списанных икорных заводов и плавучего причала, переданных училищу ВРПО «Каспрыба», была сооружена приличная марина – стоянка для парусного флота, появилось техническое оснащение для ремонта и профилактики яхт. В эти годы клуб объединил лучших спортсменов и энтузиастов яхтинга нашего города: здесь работают Р.Р.Сайфуллин, А.А.Гришин, А.Скоробогатов; позже, в конце 80-х — начале 90-х, приходят Валерий и Сергей Рассказовы, Александр Корнеев, Владислав Перепечёнов, Вениамин Родненко и другие. На протяжении почти десяти лет совершаются ежегодные походы-регаты в Волгоград и Саратов; экипажи астраханских яхт осваивают Северный Каспий и посещают Шевченко, Баутино, Махачкалу, Каспийск, Ералиево. В тяжёлые для страны и области 90-е годы деятельность яхт-клуба ограничивается скромными материальными возможностями училища, но стареет база парусного флота, расходятся в поисках новых возможностей существования опытные кадры, не приходит в клуб и молодёжь, у которой появляются другие ценности и приоритеты.

Очередной виток истории яхтинга в Астрахани связан с человеком новой экономической генерации – бизнесменом и энтузиастом яхтенного спорта Валерием Борисовичем Прокопенко, который вместе со своим учителем и наставником А.С.Бастрыкиным, другими энтузиастами яхтенного спорта Андреем Пальцевым, Владимиром Андросовым, Игорем Квятковским, Владиславом Перепечёновым, Дмитрием Ермаковым и другими возродил деятельность дореволюционного Яхт-клуба. Новая страница истории Паруса была открыта 4 октября 1993 года, когда отделом юстиции Администрации области была утверждена Новая редакция старого Устава Астраханского Яхт-клуба.

Мало кто знает, что летом 1999 года, ровно через 277 лет после того, как Петр Великий покинул наш город, во время визита в Астрахань членов Российского Императорского Дома — сыну Великой Княгини Марии Владимировны, Его Императорскому Высочеству Наследнику Великому Князю Георгию Михайловичу Романову был вручен Билет за №2 Почётного члена Астраханского Яхт-клуба и, единственный (такого рода) нагрудный Знак, выполненный из золота 585 пробы. Далёкий потомок Великого императора и основателя Потомственной Невской флотилии, — прообраза первого российского Яхт-клуба, — стал Почётным членом не последнего Яхт-клуба современной России. Круг замкнулся.

Возрождение Яхт-клуба в нашем городе было бы не возможно без активнейшего развития и популяризации парусных видов спорта, консолидации очень разных людей на основе культуры яхтинга вокруг Астраханского областного водно-парусного центра «Ривмар» (президент – В.Прокопенко, директор – Д.Ермаков). Ещё в 1996 году Центр получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по подготовке яхтенных специалистов, спортсменов-парусников, туристов-водников, аквалангистов, а с 2001 года — включился в Международную детскую морскую экологическую программу. Именно здесь была создана Парусная школа для подростков и юношества и разработана комплексная программа “Школа под парусами”, благодаря которой за прошедшие годы более 1000 мальчишек и девчонок укрепили свое здоровье и познакомились с основами парусного дела, а свыше 150 молодых людей получили звания яхтенных специалистов разного класса. Здесь же параллельно осуществлялись совместные экологические программы по изучению биоресурсов Каспийского моря и дельты Волги с Каспийским Плавучим Университетом под патронажем ЮНЕСКО и участием астраханского Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Многие заповедные уголки Волго-Ахтубинской поймы и, особенно, «базовая» песчаная банка Большая Жемчужная, что в Северном Каспии, в постижении местной флоры и фауны — исхожена, истоптана и изучена юными натуралистами, — что называется, вдоль и поперёк. В Центре всегда работали профессионалы-специалисты, руководившие парусными и модельными секциями, обучавшие подводному плаванию, проводившие, ставшие уже традиционными, парусные регаты. Воспитанники Центра, в числе первых, принимали участие в региональных и Всероссийских соревнованиях, ходили в походы по Волге и Каспию, а самые достойные — участвовали в парусных походах вокруг Европы и на различных этапах «кругосветок».

Сегодня небольшой, но мобильный флот крейсерских яхт города насчитывает 15 вымпелов, лучшая часть из которых принадлежит Астраханскому областному водно-парусному центру “Ривмар”. Валерий Рассказов, Илларион Цомаев, Алексей Плетнев, Игорь Ченчуров, Андрей Пальцев, — люди разных профессий, молодые и не очень, на своих судах прошли тысячи миль и приняли участие в десятках престижных гонках, речных и морских переходах. Вот география основных походов-регат:

— в 1992 году, Астрахань – Волгоград – Керчь – Туапсе – Бургас – Варна
(Болгария) – Астрахань;
— в 1994, Санкт-Петербург – Саунтгемптон (Великобритания);
— в 1995, Иркутск – Чеверкульский залив озера Байкал;
— в 1996, Астрахань — Таганрог – Бланес (Испания);
— в 1996, Астрахань – Энзели (Исламская Республика Иран) — Астрахань;
— в 1997, Барселона – Тарагона (Болеарские о-ва, Испания);
— в 2000, Астрахань – Ноушехр (Исламская Республика Иран) — Астрахань;
— в 2001, Астрахань – Актау – Кендырли (Республика Казахстан) –
Астрахань;
— в 2002, Астрахань – Актау (Республика Казахстан) – Баку
(Азербайджанская Республика) — Энзели (Исламская Республика Иран) –
Астрахань;
— в 2006, регата «ARC – 2006», Канары (Испания) — Санта-Лючия,
Малые Антильские острова;
— в 2007 году, Астрахань – Актау – Баутино (Республика Казахстан) –
Астрахань;
— в 2007, Русская неделя на средиземноморском побережье Турции, «Кубок Volvo». Астраханскому яхт-клубу 112 лет. Его новейшей истории всего 15 и она ещё только пишется.

Евгений Дегтярёв 2008год

Прокрутить вверх