ГЛАВНАЯ
УСТАВ АСТРАХАНСКОГО ЯХТ КЛУБА
ФЛАГ, ЗНАК И ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ КЛУБА
ФЛОТ АСТРАХАНСКОГО ЯХТ КЛУБА
НОВОСТИ ЯХТ КЛУБА
ЯХТ ДАЙДЖЕСТ
ИСТОРИЯ ЯХТ КЛУБА
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
ФОТО И ВИДЕОГАЛЕРЕЯ "НАШИ ЛЮДИ"
АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
 
   
    ИСТОРИЯ ЯХТ КЛУБА И ФОТОГРАФИИ
 

Здание нынешнего городского ЗАГСа (Бывшего Яхт - клуба)


Здание строящегося Яхт-клуба 19 век


Биржа-Яхтклуб-ЗАГС

 
    АСТРАХАНСКИЙ ЯХТ КЛУБ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ
 
Не просто дать однозначное толкование такому словосочетанию и явлению, как «яхт-клуб», поскольку он представляет собой одновременно и «организацию», и «место у берега», т.е. Устав и безопасное место для якорной стоянки. Отечественные словари дают определение яхт-клубу, как «спортивной организации, занимающейся водным, преимущественно парусным спортом» или называют «организацией, культивирующей парусный спорт». Создатели этого феномена современной культуры - англичане, называют яхт-клубом «организацию, члены которой интересуются водными видами спорта, в первую очередь парусным, а так же моторными яхтами…». Они же интерпретировали популярное ныне слово «яхтинг», как определённый образ жизни, связанный с Парусом и всем, что вокруг него.

Как известно, любительское мореплавание в России уходит своими корнями к началу XVIII века, когда в 1713 году, задолго до появления многих ныне известных европейских яхт-клубов, царственный «мореплаватель и плотник» учредил Потомственный Невский флот. Он был создан на Партикулярной верфи Санкт-Петербурга и состоял из 141 небольшого парусного и гребного судна, которые безвозмездно выдавались «различным лицам и государственным учреждениям» с одним условием - содержать их в порядке и участвовать в совместных «экзерцициях» - занятиях на воде. Этот флот по своей организации напоминал яхт-клуб, в современной его трактовке, поскольку имел специальные суда, Устав, флаг, форменную одежду и определённые задачи – через досуг и отдых на воде готовить кадры к службе на флоте.

Первый в России Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб был учреждён в 1846 году Николаем I по ходатайству наиболее просвещённых моряков русского флота. В следующем году произошла и первая в истории России гонка яхт. Первый же речной яхт-клуб тоже был основан в Северной столице 14 марта 1860 года, а в 1861 году были приняты первые правила для гонок парусных судов. В последующие годы яхт-клубы стали открываться в разных городах России у морей и на крупных реках: в 1867 году, Московский, в 1872, Рижский, в 1876, Одесский и Саратовский, в 1886, Севастопольский, в 1887, Киевский и т.д. Для лучшей организации деятельности парусных спортивных обществ и яхт-клубов, координации их спортивной деятельности, в начале 1912 года был создан Российский гоночный парусный союз, а вскоре Россия вступила и в Международный парусный союз IYRU. До революции российские яхтсмены активно проявляла себя на международной спортивной арене и неоднократно занимала призовые места в различных престижных состязаниях.

Мало кто знает, что Петр Великий явился основоположником яхтенного дела и в Астрахани. Ещё в 1722 году Казанским адмиралтейством для нужд государевых и первой Каспийской флотилии в Персидском походе была построена 38 - футовая прогулочная Плезир-яхта, правда, в море так и не выходившая, но услаждавшая государя и видом, и статью, и неслабыми ходовыми качествами на широких волжских просторах. Северные революционные бури да ураганы смели и «домик Петра» и, обветшавшую в нём, Плезир-яхту. Осталась от неё лишь доска бортового украшения с искусной резьбой затейливого орнамента из переплетённых листьев виноградной лозы и винограда, хранящаяся и поныне в одном из залов краеведческого музея нашего города. И память. И немалые, добавим, традиции Паруса.

Краевед В.П.Лебедев пишет, что в 1888 году к Астраханскому порту было приписано 1152 парусных судна, на которых плавало 5144 человека комады. Через пять лет, в 1893 году из 1400 морских судов приписанных к Астраханскому порту - паровых было только около 150-ти. К концу века количество парусных судов уменьшилось, но тоннаж резко возрос, ведь Каспийское море находилось в числе первых по размеру судов и общему количеству перевозимых грузов. Причем из 507 парусников, 334 были шхунами, в т.ч. – 280 судов были двухмачтовыми; 71 – трехмачтовыми; 1 – четырёхмачтовое..

Кроме этого огромного рыбопромыслового, торгового и нефтяного парусного флота, существовал ещё и маломерный. Он был представлен парусными судами разных типов: «косоушками» - небольшими двухмачтовыми (топ и бизань-мачта) беспалубными косовыми лодками; «реюшками» - малыми, с косым рейковым парусом, одномачтовыми (бизань-мачта) косовыми лодками, а так же «рыбницами», «прорезями» и «асламками» - одномачтовыми (топ-мачта) лодками полуморского типа.

Из спортивных судов в то время «…на Волге преобладали плоскодонные швертботы парусностью от 10 до 45 кв. метров. Как правило, человеку, пожелавшему вступить в яхт-клуб, приходилось строить и оснащать лодку самостоятельно или прибегать к услугам местных умельцев, строивших суда по своему разумению». Наверняка, у некоторых состоятельных граждан нашего города, были и лодки импортного производства. «Яхты в те годы в основном закупали за границей. Из отечественных морских яхт лучшими были суда, построенные по чертежам конструктора А.Д.Родионова в мастерских Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. Здесь же работали и другие прекрасные мастера яхтостроения: В.В.Шталь, Г.В.Эш, М.И.Эртц, К.Г.Экебом, В.П.Фан-дер-Флит, П.В.Виноградов, В.Н.Пылков и др.»

Известие об организации яхт-клуба в Астрахани, о котором сообщил 25 мая 1896 года 127-ой номер «Астраханского листка», было воспринято местной общественностью с одобрением, что свидетельствует об актуальности темы для в, общем-то, спокойной и размеренной жизни провинциального городка самого конца XIX века. Неизвестный автор Листка в статье с многозначительным названием «О яхт-клубе вообще и о будущем астраханском в частности» писал: «…Принимая во внимание местоположение г. Астрахани, а именно ее нахождение в устье Волги, в незначительном расстоянии от моря, приходится удивляться такому позднему появлению Яхт-клуба…, что лучше поздно, чем никогда, потому что любительское плавание бесспорно, один из благороднейших видов спорта, с которым… небезынтересно будет познакомиться многим из астраханцев»… Сердечно приветствуем нарождающийся Яхт-клуб и желаем ему сначала попутного ветра, а затем дальнего и счастливого плавания».

Куда как больший резонанс в прессе получило известие об учреждении в этом же году в нашем городе Клуба канцеляристов. Автора «Астраханского листка», скрывающегося под псевдонимом «Зритель» беспокоило, что «в сравнительно маленькой Астрахани будет 11 клубов и собраний, что уже есть дворянский, коммерческий, общественный, военный, казачий, открывающийся, новый, яхт-клуб; общества литературно-драматическое, художников, велосипедистов… и вот теперь канцеляристов… Выйдет то, что устроят клуб, через год закроют по недостатку средств для уплаты за квартиру, или, что ещё хуже - будет влачить «жалкое существование…». Этого честного горожанина беспокоили нравы, воцарившиеся в старых и вновь открывающихся общественных организациях, в частности, в Клубе общественного собрания, который «превратился в игорный дом», и где игра в карты идёт «всю ночь до 8-ми утра»: «в новом клубе не должно быть карт и винного буфета, а хорошая библиотека, музыка, бильярд и шахматы».

К счастью, Астраханский яхт-клуб ждала другая судьба.
Вся организационные мероприятия, связанные с его открытием проводились максимально демократично и открыто, с предварительным публичным, через прессу, обсуждением. Ещё в начале января 1896 года в «Астраханском листке» появилось объявление «Лица сочувствующие учреждению в Астрахани Яхт – клуба и желающие быть членами его приглашаются 16 января в 8 часов вечера в помещение Общественного собрания для обсуждения и выработки Устава». За основу был взят, организованный ранее, Устав Саратовского яхт-клуба, а Проект Устава, как сообщала газета в течении трёх дней, - выставлялся «ежедневно в конторе Общественного Собрания от 7 до 10 часов вечера 26, 27, 28 и 29 января для подписи лицами, желающими вступить в члены клуба». Как и планировалось, 16 января стараниями астраханских энтузиастов - организаторов Николая Николаевича Жижина и Дмитрия Фёдоровича Хомутова в конторе Общественного Собрания, наконец, состоялось обсуждение идеи и основных положений Устава Астраханского яхт-клуба. 10 мая 1896 года Устав Клуба, согласно принятым правилам, был утверждён, заместителем министра юстиции Долгово-Сабуровым.

Уставные цели Клуба заключались в «распространении охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах:
а)обучении управлению сими судами;
б)улучшению их постройки;
в)слежению за изменением фарватера р. Волги и взморья и выяснению причины образования отмелей и перекатов с указанием средств к устранению образования их.».

Кроме всего Клуб утверждал гонки судов, устраивал беседы, относящиеся к плаванию на судах, выписывал суда или модели пригодные к плаванию и содержал мастерскую для постройки судов. Также Клуб собирался организовать школу для обучения молодых людей управлению судами с выдачей прав шкиперов, кормчих, и построить постоянную спасательную станцию на Волге для содействия обществу спасения на водах.

В противовес расхожему мнению, Клуб не являлся элитарным закрытым учреждением местной дворянской аристократии, богатого купечества или представителей промышленно – банковского капитала. Условия вступления в Клуб были весьма демократичны: в его члены принимались представители всех сословий (выделено мною – Е.Д.)., не моложе 21 года. Ограничения, согласно законам Российской Империи этого периода времени, касались только женщин; лиц, не достигших совершеннолетия; находящихся на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров; а также, подвергшихся ограничению прав по суду. Желающий вступить в Клуб, должен был заручиться поддержкой не менее двух его членов; кандидатура обсуждалась открыто, а голосование было закрытым. Вступивший, платил единовременно по вступлению: 5 - 10 рублей и годовые членские взносы. Годовой взнос в те времена исчислялся в разных клубах по-разному и варьировался от 10 до 100 рублей.

Клуб содержал гребные и парусные, общественные и частные суда: это были яхты и разного рода палубные и открытые шлюпки, гички, гиги и другие мелкие суда, список которых, к сожалению не сохранился. Общественные парусные суда, т.е. приобретённые Клубом, выдавались всем его членам, «признанными опытными в управлении судами». Яхты, покупаемые Клубом или частными лицами стоили не дёшево – от 2000 до 3000 тыс. рублей.

Астраханский яхт-клуб имел свой Флаг и Знак.
Статья 25 Устава Клуба определяла специальную, красивую форму одежды его членов: «пиджаки… тёмно-синего цвета, двубортные, с чёрными пуговицами с матовой серединою и полированным бортом. На матовой середине пуговицы полированный знак Клуба. Жилеты из того же материала, что и пиджаки или белого цвета; брюки - тёмно-синего цвета. Обязательным было и ношение «английской» фуражки тёмно-синего цвета с чёрной шёлковой тесьмой во весь околышек и с прямым козырьком, и знаком Клуба над ним. Ту же форму разрешалось носить и в белой материи». У должностных лиц яхт-клуба должны были быть обязательные нарукавные знаки отличия – золотые узкие нашивки вокруг обшлага рукавов: Командору – три, Вице-Командору - две, и членам Комитета – одна.
 
2  3  4  
 
 
 

Астраханский Яхт Клуб | 2009
Для использования материалов
с сайта необходимо согласие
Астраханского Яхт Клуба



Изготовление и поддержка Интернет ресурса
РИА "Аверс"